Печать

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОР ЦЕНТРА ИЛИЗАРОВА ВЛАДИМИР ЩУРОВ

 

shurov

На 78 году скоропостижно ушел из жизни заслуженный работник здравоохранения, член-корреспондент РАЕ, главный научный сотрудник Центра Илизарова, д.м.н., профессор, врач высшей категории Владимир Алексеевич Щуров. Он работал в Центре более 40 лет. Ученик профессора М.Р.Могендовича (Пермь). Под его руководством были защищены 24 кандидатских и докторских диссертаций. Владимир Алексеевич - соавтор 5 монографий, 55 изобретений и рационализаторских предложений, 6 методических рекомендаций, 320 журнальных статей.

 

Родился 1 января 1942 г., в городе Нижнем Тагиле. Окончил Пермский медуниверситет и аспирантуру по физиологии. С 1971 года возглавлял отдел физиологии и биомеханики в научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия» Докторская диссертация (1993) посвящена анализу влияния возникающего в процессе роста и оперативного удлинения конечностей напряжения растяжения тканей на их кровоснабжение, регенерацию, рост и восстановление функции конечностей.

 

Им разработаны и внедрены оригинальные устройства для прижизненного исследования реологических свойств костного регенерата, биомеханических свойств кожных покровов, стенок артерий, упругости мышц и оценки их сократительной способности. Выявил, что у детей 5 лет отставание в продольных размерах голени до 12 см приводит к прекращению её роста. Показано, что положительная корреляционная взаимосвязь длины тела и уровня АД после остановки продольного роста тела меняет свой знак на отрицательный. Доказано, что естественный рост конечностей у подростков и их оперативное удлинение осуществляются в условиях возрастающего напряжения растяжения мышц и увеличения скорости кровотока. Это послужило основанием для разработки и совершенствования принципиально новых методик лечения больных. Установлено, что снижение репродуктивного потенциала населения в прошлом столетии связано с акселерацией роста тела, а его последующее увеличение в начале текущего столетия в регионах России – в том числе с децелерацией роста детей. Выявлено, что при травмах и при удлинении конечности у больных 1 взрослого возраста происходит увеличение скорости кровотока по средней мозговой артерии контрлатеральной стороны на 40-90%. Такой реакции нет при врожденном укорочении конечности. Возрастное снижение скорости мозгового кровотока необходимо для сохранения стабильности объёма его ауторегуляции. 

 

Владимир Алексеевич Щуров был награжден Почетными званиями «Основатель научной школы», «Заслуженный деятель науки и образования РАЕ».

 

Выражаем искренние соболезнования родным и близким профессора, а также все тем, кто знал и работал с Владимиром Щуровым. Светлая ему память.

 

 

По материалам пресс-службы Центра Илизарова 

 
Печать

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЖЕВНИКОВ ОТМЕЧАЕТ 65-ЛЕТИЕ

altСегодня, 28 января, 65-летний юбилей отмечает доктор с.-х. наук, заведующий кафедрой химии и экспертизы продовольственных товаров Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева Сергей Васильевич Кожевников. 

 

Отметим, что этот год для Сергея Кожевникова примечателен и тем, что 20 лет назад он впервые пришел работать в Академию. В 1999 году он был принят по совместительству на должность и.о. доцента кафедры зоогигиены и морфологии Курганской ГСХА, а спустя 5 лет, в 2004 году, Академия стала для Сергея Васильевича основным местом работы. С 2016 года возглавляет кафедру химии и экспертизы продовольственных товаров.

 

Сергей Васильевич - блестящий профессионал, отзывчивый товарищ, надежный друг, опытный педагог. Его отличают честность, грамотность, преданность своему делу и лучшие человеческие качества.

 

Уважаемый юбиляр! Примите самые искренние и самые сердечные поздравления. Присоединяемся ко всем добрым словам, которые звучат сегодня в Ваш адрес. Желаем Вам крепкого здоровья, душевной гармонии и оптимизма, как на работе, так и в жизни. Успехов и удачи во всех начинаниях. Счастья, добра и благополучия Вам и Вашим близким!
Печать

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ КГУ ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ ФЕДОСИМОВ ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ

alt

24 января отметил юбилей заслуженный работник системы высшего образования, профессор кафедры педагогики КГУ, руководитель магистерской программы Геннадий Михайлович Федосимов.

Геннадий Михайлович - один из тех, кто «двигает» педагогическую науку не в Москве или Петербурге, а в глубинке, что, конечно, идет только на пользу стране. Он – сторонник уровневых программ бакалавриата и магистратуры, инновационных технологий обучения и воспитания, сетевого взаимодействия вузов. Под его руководством был создан и успешно функционировал педагогический факультет, являлся одним из лучших в КГУ.

В 2012 году юбиляр открыл магистерскую программу «Менеджмент в образовании», которая успешно прошла аккредитацию в 2013 и 2018 годах. Организованное им взаимодействие с УрГПУ является значимым фактором в подготовке будущих менеджеров в образовании. Огромный интерес вызывают проводимые им международные научно-практические конференции преподавателей не только в российских вузах, но и в зарубежных.

Поздравляем Геннадия Михайловича с юбилеем, желаем крепкого здоровья, семейного благополучия, новых научных открытий и любознательных студентов.

Печать

Ушла из жизни кандидат педагогических наук Анна Тимофеевна Зверева

altДепартамент образования и науки Курганской области выражает искренние соболезнования родным и близким Анны Тимофеевны Зверевой, которая ушла из жизни на 73-м году.

 

Всю свою жизнь Анна Тимофеевна посвятила педагогике и науке. С 1975 года ее профессиональная деятельность была связана с Курганским государственным педагогическим институтом, а затем и с КГУ. В 1989 году Анна Тимофеевна защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и в этом же году стала деканом физико-математического факультета, затем руководила факультетом математики и информационных технологий до 2017 года.

 

Анна Тимофеевна активно совмещала научную, преподавательскую и воспитательную работу. За высокий профессионализм ей было присуждено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

 

Память об Анне Тимофеевне, о ее трудовых заслугах навсегда останется в наших сердцах. Помним и скорбим.

 

Прощание с Анной Тимофеевной Зверевой состоится 16 января 2019 года с 12 до 13 часов в траурном зале № 1 Курганской областной клинической больницы.

Печать

Владимир Леонидович Савиных отметил двойной юбилей

alt

От учителя физкультуры до заведующего кафедрой педагогики Курганского государственного университета прошел свой трудовой путь Владимир Леонидович Савиных. В этом году он отмечает свой двойной юбилей: 70 лет со дня рождения и 50 лет в профессии.

Педагог по образованию и по призванию – он работал в разных сферах отрасли и всегда оставался верен педагогике. Сначала работал учителем физкультуры в Катайской средней школе, потом возглавлял сельские и городские школы, работал заместителем заведующего сельским и городским отделом народного образования.

В 1984 году Владимир Леонидович поступил в аспирантуру по специальности «Педагогика» Челябинского государственного педагогического института, в которой учился два года. В 1986 году продолжил учебу в аспирантуре по специальности «Теория и история педагогики» Курганского государственного педагогического института. В 1988 году Савиных присвоили ученую степень кандидата педагогических наук.

С 1995 по 2000 годы Владимир Савиных работал заведующим отделом развития и стратегии образования Главного управления образования Курганской области. Он участвовал в разработке и реализации программ развития учреждений научно-производственного объединения, муниципальных систем образования, учреждений специального (коррекционного) образования и учреждений дошкольного образования. В те годы Владимир Леонидович был научным руководителем федеральной экспериментальной площадки на базе Курганского технологического колледжа «Создание центра непрерывного технологического образования». Также он курировал работу 11 областных экспериментальных площадок, пяти - федерального уровня.

После он трудился заведующим кафедрой трудового и профессионального образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, деканом филологического факультета Курганского государственного университета.

В 2000 году возглавил кафедру педагогики КГУ. В этом же году Владимиру Леонидовичу присвоили учёную степень доктора педагогических наук, а через три года – ученое звание профессора.

Владимир Савиных возглавляет кафедру педагогики КГУ уже 18 лет. Говорит, что его кредо - «конструктивный компромисс». Это значит, что на кафедре всегда царит благоприятная атмосфера, в которой комфортно работать преподавателям.

За годы работы заведующим Владимир Леонидович подготовил 35 кандидатов наук. Рассказывает, что в ближайших планах – написание монографии и, конечно, работа на благо кафедры педагогики.

Владимир Савиных – член учёного и научного советов университета, член-корреспондент Международной академии фундаментального образования. Он награждён знаком «Почётный работник общего образования РФ», медалью имени М.В. Ломоносова, медалью «За развитие Уральского отделения Российской академии образования», грамотой конфедерации профсоюзов Курганской области, медалью «100 лет профсоюзов».

15 декабря Владимир Леонидович отметил свой 70-летний юбилей.

Пресс-служба Департамента образования и науки по информации Курганского государственного университета

Печать

ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА КГУ ГЛЕБА ЮРЬЕВИЧА ВОЛКОВА С ЮБИЛЕЕМ

alt

Доктор технических наук, профессор Глеб Юрьевич Волков сегодня, 1 ноября, отмечает юбилей.

Глеб Юрьевич выпускник Курганского машиностроительного института, автор более семидесяти изобретений, одно из самых известных - это разработка необычного лежачего велосипеда лигерада.

Поздравляем с юбилеем, желаем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, смелых идей и новых открытий!

Печать

ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ КУРГАНСКГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СТАЛА ЛАУРЕАТОМ ГАЛЕРЕИ «КУРГАНЦЫ — ГОРДОСТЬ ГОРОДА»

alt

Портрет проректора по научной работе Курганского государственного университета Надежды Еговцевой занял свое место в галерее «Курганцы — гордость города!».

23 августа на торжественной церемонии во Дворце детского (юношеского) творчества были названы лауреаты галереи «Курганцы — гордость города» и новые Почетные граждане города. В числе награжденных двадцать человек, профессионализм, талант, мастерство, неравнодушие и трудолюбие которых получили такую высокую и заслуженную оценку.

В главной церемонии года приняли участие первые лица города, депутаты, общественные деятели и горожане.

Надежда Николаевна стала лауреатом в номинации «Достижения в науке»:

«КГУ для меня — альма-матер, мой родной университет. И сегодня это наша общая награда, победа достойного трудового, талантливого коллектива», - отметила проректор.

Звание «Почетный гражданин города Кургана» было учреждено в 1967 году, за 50 лет звание присвоено 60 горожанам. Среди Почетных граждан города Кургана есть и профессора Курганского госуниверситета. Профессор кафедры русской литературы и фольклора Валентина Павловна Федорова и главный конструктор Курганского машиностроительного завода в 1974 – 1989 гг., генерал-майор в отставке, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Почётный гражданин Курганской области Александр Александрович Благонравов.

Галерея «Курганцы — гордость города» была учреждена решением Курганской городской думы и администрации города и ведет свое начало с 2000 года. С 2000 по 2017 годы в галерею были занесены портреты 309 курганцев, среди которых также есть наши педагоги.

Печать

Доктор философских наук, профессор кафедры "Культурология" Степанова Инга Николаевна отмечает свой юбилей


alt

Сегодня, 27 июля, доктор философских наук, профессор кафедры "Культурология" Курганского государственного университета Степанова Инга Николаевна отмечает свой 80-летний юбилей.

Инга Николаевна Степанова родилась 27 июля 1938 г. в г. Ростове-на-Дону и в 1961 г. окончила Ростовский-на-Дону государственный университет по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Филолог, учитель русского языка и литературы средней школы», дополнительно получив специализацию по журналистике. Ее трудовая деятельность начинается в качестве журналиста газет Ростовской области. Далее ее жизненный путь привел в Зауралье. Здесь Инга Николаевна, продолжая творческую работу, проявляет себя общественным лидером и работает редактором газеты «Кургансельмашевец», секретарем комитета ВЛКСМ завода «Кургансельмаш».

Следующий этап жизни начинается в 1968 г., когда она приходит работать ассистентом кафедры философии в Курганский государственный педагогический институт, позже - Курганский государственный университет, с которым до сих пор связана ее трудовая биография.

Удивительное трудолюбие, организационные качества и жизнелюбие позволили ей пройти все ступени профессиональной карьеры на кафедре: она занимала должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, проректора по заочному обучению, профессора, 15 лет работала заведующей кафедрой философии. В настоящее время она продолжает трудиться профессором кафедры культурологии.

Инга Николаевна стояла у истоков создания в учебном пространстве новых гуманитарных направлений учебной подготовки «Философия» и «Культурология» в КГУ. Ее работоспособность и энергия позволили сделать популярными гуманитарные специальности университета. Она воспитала сотни студентов, привив им любовь к философии и понимание философских проблем. Под ее научным руководством 11 аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации по онтологии и теории познания, философской антропологии и философии культуре, а 2 магистранта – магистерские диссертации.

Область научных интересов Инги Николаевны обширна и включает в себя философскую антропологию, аксиологию, философию культуры, историю философии, философию образования. Все годы она успешно занимается научной работой, опубликовав более 170 научных трудов, в том числе 4 монографии и 4 учебных пособия. Её работы издавались не только в России, но и за рубежом, в частности, в США.

Инга Николаевна активно занимается общественной работой. В 80-е гг. она избиралась депутатом горсовета, в 90-е – 2000-е гг. являлась членом комиссии по правам человека при Губернаторе Курганской области и председателем комиссии по религиоведческой экспертизе при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области. В 90-е гг. при ней кафедра философии участвовала в выполнении международного гранта с Невшательским университетом (Швейцария), в результате чего в Кургане был проведен Международный религиоведческий Конгресс и издано одно из первых в России совместно со швейцарскими учеными учебное пособие по религиоведению. Под ее руководством был проведен ряд международных, всероссийских и межрегиональных конференций, в том числе совместно с областной администрацией, по проблемам свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма. Она является ответственным редактором многих сборников материалов конференций.

Инга Николаевна Степанова имеет различные награды, среди которых почетные грамоты и благодарности ректората КГУ и благодарственные письма Губернатора Курганской области. Она дважды являлась лауреатом премии Губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности в 90-е – 2000-е гг.; награждена медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения» РСФСР, знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Желаем Инге Николаевне вдохновения, творческой энергии, свершения всех планов и начинаний, крепкого здоровья и благополучия!
Печать

День памяти талантливого врача

alt

24 июля День памяти талантливого врача, гениального изобретателя аппарата и метода чрескостного остеосинтеза, академика РАН, профессора, Гавриила Абрамовича Илизарова.

Каждый год этот день для сотрудников Центра начинается с посещения могилы основателя Центра, учителя, наставника и просто Великого человека – Гавриила Абрамовича Илизарова. В день памяти в Музее центра Илизарова уже традиционно проходит день открытых дверей с бесплатным посещением для всех желающих.

В 2021 году мировая медицинская общественность и жители Курганской области будут отмечать 100 лет со дня рождения Гавриила Абрамовича Илизарова. В рамках разработанного плана празднования 100 – летнего юбилея Г.А. Илизарова рядом с Музеем Центра Илизарова был разбит небольшой сквер для отдыха пациентов и гостей, который получил название «Академический». В дальнейшем в Академическом сквере планируется установить памятник распространению метода и аппарата Илизарова по всему миру.

Печать

Вологодская Зинаида Алексеевна, выдающийся ученый-физик, профессор, доктор педагогических наук КГУ (1922-2017)

alt

Бытует мнение, что такая точная наука, как физика, не подвластна прекрасной половине человечества, однако с этим можно поспорить. Примером женщины, горячо любившей физику и посвятившей её изучению и преподаванию большую часть жизни, может служить имя Зинаиды Алексеевны Вологодской, которая более 60 лет проработала преподавателем математики и физики.

С 1969 по 1978 год Вологодская З.А. возглавляла физико-математический факультет в Курганском педагогическом институте, а с 1979 года руководила кафедрой теоретической физики.

В 1971 году именно по инициативе Зинаиды Алексеевны была проведена конференция по методике физики для вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Зинаида Алексеевна часто принимала активное участие в проведении Олимпиад по физике в Курганской области, а также физических вечеров в школах города и области. Ей принадлежит идея создания студенческой республики "Физмат".

Зинаида Алексеевна часто удостаивалась различных почетных наград и званий. Так, Зинаида Алексеевна Вологодская награждена Орденом «Дружбы народов», медалью «За доблестный труд ВОВ 1941-1945 гг.», значком «Отличник народного просвещения», а также медалью «Ветеран труда», являлась «Отличником просвещения СССР», «Отличником народного просвещения».

За долгие годы работы на факультете Зинаида Алексеевна воспитала несколько сотен учеников. Один из них кандидат физико-математических наук, доцент Курганского госуниверситета Виктор Александрович Куликов.

Зинаида Алексеевна скончалась на 94-м году жизни в феврале 2017 года. В памяти студентов и преподавателей она осталась талантливым педагогом, уважаемым сотрудником и яркой женщиной, которая посвятила любимому делу всю свою жизнь.

Печать

Рем Владимирович Смирнов, выдающийся ученый-физик, преподаватель КГПИ (1952-1983)


alt

Рема Владимировича Смирнова знают все, кто учился на физико-математическом факультете Курганского государственного педагогического института. Благодаря трудам и заслугам в сфере квантовой механики Рем Владимирович известен далеко за пределами университета и Курганской области.

Жизнь Рема Смирнова была трудной и сложной. Он родился в Москве 11 февраля 1922 года. В 1927 году его родители были репрессированы и сосланы. Долгие годы Рем Владимирович будет носить клеймо сына врага народа. Его воспитанием занялся дядя, но вскоре и эту семью постигла та же участь.

В 1942 году Рем Владимирович был призван в ряды Красной армии. Сражался за Смоленск, участвовал обороне Москвы в составе Западного фронта, освобождении Белоруссии в составе 3-й Белорусского фронта, взятии Кенигсберга, Пилауской операции в Восточной Пруссии в составе 1-го Прибалтийского фронта.

После войны он поступил в Московский государственный университет, а после окончания мехмата МГУ был отправлен в Шадринский пединститут. В 1952 году после образования Курганского государственного педагогического института получил разрешение сменить место работы. На кафедре физики КГПИ Рем Владимирович проработал тридцать лет (с 1952 года по 1983 год) и посвятил вопросам квантовой механики всю свою жизнь.

Однажды профессор и кандидат физико-математических наук Гирш Абрамович Зисман сказал: "От Свердловска до Новосибирска только один физик - Рем Владимирович Смирнов".

Рем Смирнов создал свою теорию моделей частиц микромира, которая не соглашается с теоретическими выводами школы Ландау. Рем Владимирович написал несколько десятков статей и книг, одна из которых «О некоторых парадоксах квантовой механики» разрешает многие парадоксы современной физики.

Рем Владимирович в совершенстве знал немецкий и неплохо английский языки. В последние годы жизни занимался переводами работ выдающихся ученых-физиков, таких как Шредингер, Майкельсон и др.

За долгие годы работы на факультет Рем Владимирович воспитал несколько сотен учеников. Его студентами были кандидат физико-математических наук, доцент Курганского госуниверситета Виктор Михайлович Овсянов, кандидат физико-математических наук доцент Курганского госуниверситета Виктор Александрович Куликов и многие другие.

Рема Владимировича не стало 4 января 2011 года, из жизни он ушел на 88-м году. Смирнов Рем Владимирович остался в памяти многих не только педагогом и воспитателем молодого поколения, но и гениальным ученым в области физики и математики.

Печать

ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОЦЕНТА КГУ С УСПЕШНОЙ ЗАЩИТОЙ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Поздравляем доцента кафедры теоретической и экспериментальной физики , компьютерных методов физики Курганского государственного университета Василия Ивановича Бочегова с успешной защитой докторской диссертации.

Доцент кафедры теоретической и экспериментальной физики, компьютерных методов физики Бочегов Василий Иванович успешно защитил докторскую диссертацию «Влияние градиентной неоднородности на физические свойства и явления переноса в кристаллической бинарной системе Bi-Sb». Защита проходила 28 июня на заседании объединенного совета Д.999.069.02 при Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в г. Санкт-Петербурге.

В своей диссертации Василий Иванович обобщил информацию о влиянии направленной градиентной неоднородности разной природы на физические свойства вещества в кристаллическом состоянии на примере сплава сурьмы с висмутом. Результаты исследования позволят существенно увеличить эффективность приборов и устройств, работающих на принципах термоэлектричества.

Желаем дальнейших успехов и новых открытий!

Печать

САЗОНОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ - ЧЕЛОВЕК, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ!

alt

Доктору педагогических наук, профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, ректору Курганского государственного педагогического института в 1968-1995 гг. Александру Дмитриевичу Сазонову 19 июня исполнилось бы 90 лет.

Педагогике и науке Сазонов посвятил 45 лет. Его трудовой путь начался в 1950 году в должности преподавателя-филолога Мишкинского педучилища, затем директора Мишкинской средней школы, заведующего Мишкинского районо, директора Мишкинского педучилища. С 1962 года Александр Дмитриевич - аспирант НИИ трудового обучения и профориентации Академии педагогических наук СССР, в 1964 году успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В 1965 году Сазонов стал проректором по учебной и научной работе Курганского государственного педагогического института, а через три года был избран на должность ректора института, где бессменно работал до 1995 года.

В течение этих лет Александр Дмитриевич активно занимался научной деятельностью. Он создал научно обоснованную, системную концепцию трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Его исследования в этой области заслужили высокую оценку у профессионалов. Двенадцать лет Александр Дмитриевич был руководителем межвузовской научной темы по профориентации. Научная школа Сазонова являлась ведущей в стране. Продолжая и развивая тему профориентации молодёжи, он защитил докторскую диссертацию.

Сазонов издал свыше трёхсот научных трудов, в том числе монографии, учебные пособия, программы, брошюры.

Профессионально-педагогическая и научная деятельность Александра Дмитриевича была отмечена орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», медалью Н. К. Крупской, тремя медалями ВДНХ, знаками «Отличник народного просвещения», «За отличные успехи в работе», «За творческий педагогический труд», «Почётный работник высшего профессионального образования России». Он удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Печать

В Кургане отметили день рождения Илизарова

«В экстремальных случаях надо свою совесть слушать». В Кургане отметили день рождения Илизарова
В день рождения великого врача Гавриила Илизарова 15 июня в Кургане прошла конференция «Илизаровские чтения». Юбилейную дату также отметил музей Центра Илизарова.

Историю военно-медицинской службы врачей Центра Илизарова показали в Кургане на интерактивной выставке. Она организована в честь 25-тилетия музея. В числе зрителей участники конференции «Илизаровские чтения» из 10 стран мира.

- Это мой 5 раз в Кургане. Первый раз был 32 года назад, в 1986 году еще при Советском Союзе, - рассказал Дро Пэлей, участник конференции «Илизаровские чтения». - Я был первый американец, который приехал сюда.

Отдельная экспозиция посвящена выезду курганских врачей в Армению после разрушительного землетрясения 1988 года. 18 добровольцев отправились спасать людей. Один из участников той поездки Казбек Кудзаев вспоминал те впечатления.

- Первый обход был кошмарным. До нашего прихода было сделано много ампутаций. Не было документации. Взяли бумажки. Красными отмечали, тех кого надо срочно оперировать, иначе смерть или ампутация. Желтые - можно отложить операцию и зеленые — это более менее плановые вмешательства, - сказал Казбек Кудзаев, сейчас занимающий должность директора центра ортопедии и эстетической хирургии (г. Владикавказ).

Землетрясение произошло 7 декабря, 9-го числа курганские врачи уже оперировали пострадавших. Результаты их работы поражали.

- За 3 дня было заполнено целое отделение микрохирургии пациентами с аппаратами Илизарова. Баблумян, корреспондент газеты «Известия», он плакал. Говорит, во все больницы захожу, они висят на вытяжениях, плачут, стонут. А сюда захожу, люди садятся, улыбаются, - вспомнил Кудзаев.

Врачи также вспомнили, что в момент, когда они собрались ехать в Армению, Илизаров был в командировке. Его заместитель не решился отпустить медиков, но они вопреки руководству полетели. Когда Илизаров вернулся он оценил этот поступок. Врачи были отмечены государственными наградами.

- В таких экстремальных случаях никого не надо слушать, свою совесть слушать. Остаться на 5 минут наедине с собой и понять как поступить, чтобы завтра я в зеркало смотрел с чистой совестью, - уверен Казбек Кудзаев.

За 25 лет истории музея его посетили 175 тысяч человек из разных уголков мира.

- Здесь парк, по которому можно гулять, он открыт. В нем каждый уголок имеет свое значение скрытый или откровенный смысл. Эта задача только начинает реализовываться. Прошу всех, у кого есть идеи и пожелания, присоединиться к нашему движению сделать Курган столицей ортопедии, - говорит Александр Губин, директор РНЦ ВТО им. Академика Г.А. Илизарова.

Музей внесен в Реестр медицинских музеев России, является обладателем золотой награды Всероссийского конкурса как «Лучший инновационный PR-проект».

Татьяна Андреева, служба информации телекомпании «Область 45»
Печать

ВРАЧ ЦЕНТРА ИЛИЗАРОВА СТАЛ ПРОФЕССОРОМ РАН

popkov prof2Постановлением Президиума Российской академии наук руководителю Клиники нейроортопедии д.м.н. Дмитрию Попкову, присвоено звание «Профессор РАН». Вручение дипломов российским ученым состоялось в Академии наук 1 июня 2018 года.

Почетное звание профессора РАН Академия наук ввела в 2015 году. Это звание присуждается российским ученым не старше 50 лет на конкурсной основе за научные достижения национального и международного уровня, имеющим научные труды важного значения для соответствующей области науки, опубликованные в высокорейтинговых научных изданиях, читающим курсы лекций на высоком профессиональном уровне, а также за активное участие в реализации основных задач и функций Академии.

В 2018 году Российская академия наук получила 818 заявок на присуждение звания против 113 имеющихся вакансий, таким образом, конкурс превысил семь человек на место. По словам вице-президента РАН, академика Алексея Хохлова, самым высоким конкурс был по отделению медицинских наук, где на 22 вакансии подано 237 заявлений.

Д.А.Попков, член-корреспондент Французской академии медицинских наук, является автором свыше 120 исследовательских работ, имеющих высокие показатели цитируемости в международных системах, разработчиком эффективных методик лечения ортопедических патологий и ортопедических осложнений неврологических заболеваний.

Поздравляем Дмитрия Арнольдовича с присуждением почетного звания и желаем дальнейших успехов в научной и практической деятельности.

popkov prof1

Печать

Профессору кафедры гусеничных машин КГУ Александру Благонравову – 85 лет

on .

Профессору кафедры гусеничных машин КГУ Александру Благонравову – 85 летСоздатель научной школы в области теории, расчёта и конструирования транспортных машин в Зауралье, профессор кафедры гусеничных машин Курганского государственного университета Александр Александрович Благонравов отмечает сегодня свое 85-летие.

Александр Александрович – заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, автор 4 монографий, 70 изобретений, генерал-майор в отставке. Он награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Почёта, семью медалями, является Почётным гражданином города Кургана и Курганской области, является членом координационного совета по научной, научно-технической и инновационной деятельности при Губернаторе.

Под руководством Благонравова была существенно доработана, принята на вооружение и поставлена на серийное производство боевая машина пехоты БМП-2, которая успешно применялась в Афганистане. С 1976 года под его руководством велась разработка перспективной боевой машины пехоты. Результатом этих работ стала конструкция БМП-3, которая была принята на вооружение в 1987 году.

Уверены, что у Александра Александровича еще много научных идей и разработок, которые он обязательно воплотит в жизнь на благо развития Зауралья и страны в целом.

Пресс-служба Департамента образования и науки Курганской области

Источник – сайт «Лица Зауралья»

Печать

ДЕНИС МАСЛЮЖЕНКО: «ВОПРОС НЕ В ДЕНЬГАХ, А В ЖЕЛАНИИ»

С деканом исторического факультета Курганского государственного университета Денисом Маслюженкопоговорили о недавно вышедшем краеведческом пособии «История Курганской области», региональной истории и краеведении, проблемах объектов культурного наследия города и проблемах образовательных стандартов.
alt

- Знаю, что краеведение в школе почти не проходят. Не боитесь, что краеведческое пособие «История Курганской области» скоро будет просто лежать на полках?

- Во-первых, сейчас в школах региональный компонент обязательно должен читаться. Это не факультатив. Другое дело, что он реализуется в абсолютно разных формах. У нас есть разнобой между пониманием литературного, географического и исторического краеведения. Хотя на сайте Министерства образования говорится, что региональный компонент истории - историческое краеведение. Сейчас, когда мы проводим презентации, следует сказать, что отношение к краеведению в городе и в районах — разное. Если в городе краеведческий компонент реализуется не всегда и ограничивается географическим или литературным краеведением, то в районных школах краеведение читается в обязательном порядке. Кроме того, в некоторых школах и при некоторых районных музеях есть кружки краеведения. И хотя мы задумывали эту книгу для школьников и студентов, мы понимаем, что её будет читать и гораздо более старшая возрастная аудитория. В Курганской области краеведческая литература востребована учителями, работниками области культуры и определёнными группами общественности.

- Как думаете, курганцы лучше знали историю Зауралья в советское время или сейчас?

- Уровень исторических знаний сейчас стал хуже, чем в советское время. Конечно, мы можем много говорить о влиянии ЕГЭ, хотя, вопрос далеко не всегда в нём. ЕГЭ уже давно ушло от тестового формата и ставит проблемные вопросы. В советские годы была хорошая программа издания научно-популярной литературы, которую готовили известные академические историки, понимающие, что их сложные для понимания работы нужно популяризировать. В 90-е годы научно-популярная литература об истории пропала, и эту нишу заняли различные псевдоисторики. Они настолько разрушили общеисторические представления, что сейчас школьники в одних учебниках видят одно, а в интернет-ресурсах этих псевдоисториков видят другое. В итоге, они не знают ни первое, ни второе. Да и взрослые также не знают, что из этого относится к историческим реалиям, поэтому предпочитают не запоминать ни то, ни другое. В советские годы школьник получал комплексное образование. Сейчас мы на первый план пытаемся выставить какие-то проблемные моменты. При бесспорной необходимости изучения Великой Отечественной войны, времен Петра I и Ивана Грозного, какие-то моменты просто упускаются. Мы забываем, что Грозного не было бы без контекста развития XV – начала XVI века, Петра I не было бы без XVII века. Во многом, за различными микрособытиями история в школе утратила причинно-следственные связи. Я будущим учителям истории объясняю, что Историю будет знать только тот, кто поймёт причинно-следственные связи. Если вы выучите комплекс дат, событий и людей, от этого Историю знать не будете. А мы сейчас идём, к сожалению, по этому пути.

- С краеведением тогда ещё хуже

- Нужно чётко отличать краеведение от региональной истории. Краеведение всегда было уделом, не хочу никого обидеть, любителей. Региональной историей занимаются профессиональные историки. У нас всегда было краеведение, где делались открытия, но локальные, и региональная история, которая обобщала все эти открытия и вписывала в контекст российской и мировой истории, как мы пытаемся сделать в нашем пособии.

- Как историку, вам наверняка неприятно, когда у нас сносят исторические здания. Как-то знакомый мне сказал, что ему у нас больше нравятся новые здания, а к старым он не испытывает никаких чувств, потому что у него нет никаких, связанных с ними ассоциаций. Может, все курганцы так мыслят?

- Это сложный вопрос. Начнём с простого уровня. У нас, к сожалению, мало позитивных примеров как адекватно использовать объекты культурного наследия. В Кургане есть два таких новых примера: «Meat & Wine» в здании бывшего училища на Комсомольской и комплекс кафе и ресторанов в доме Иконниковых на улице Советской. Если бы у нас было большое число примеров, как использовать конкретные объекты, как вписывать их в культурную и архитектурную среду города, это бы изменило отношение горожан к этим домам. Кроме того в советские годы, к сожалению, у нас произошёл перекос в исторической памяти. Тогда многие объекты культурного наследия в Курганской области стали таковыми благодаря событиям советского времени (первый съезд того-то и т.п.). Сейчас мы начинаем говорить: «это дом купца такого-то». Когда мы пытаемся использовать эти дома для популяризации XIX – начала XX века, это плохо работает, поскольку здесь вопрос и наличия определенных исторических знаний, позволяющих понять роль тех же купцов в становлении, например, города Кургана. У нас не хватает ресурса обеспечения, с точки зрения Истории и историко-культурного наследия. Даже наш сайт «Культурное наследие города Кургана» и Красная линия не всегда пересекаются и порой дают разную информацию. А в области есть позитивные примеры. Жители Куртамыша осознают себя как часть этого города, и для них дома XIX – начала XX века — часть истории. У Шадринска есть Купеческий Шадринск, который является своеобразным «брендом». У далматовцев есть монастырь — объект федерального значения. Катастрофа с этим процессом именно в Кургане. Население Кургана не понимает, зачем всё это сохранять. Чтобы понимать свою связь с городом и его архитектурой, необходимо прожить в нём какое-то время. А у нас сначала было население дореволюционного этапа, которое было полностью выметено событиями Революции и Гражданской войны. Львиная доля населения, которая пришла в Курган в 1920-е годы, была деревенским и никакой связи с предшествующим развитием Кургана не осознавала. Сейчас у нас приходит катастрофическое вымывание активистов и молодёжи из города, опять же, на замену им приезжают люди из районов. И насколько бы эти люди не были умны и культурны, у них нет связи конкретно с городом как с историческим местом, логично, что они не понимают, зачем всё это сохранять. С другой стороны, здесь должны быть юридические механизмы. Если мы пойдём по пути Европы и будем жестоко наказывать за разрушение объектов, люди будут видеть, что за это строго наказывают. Главная проблема в том, что мы смутно сейчас понимаем, что такое культурная среда города и что такое комфортная среда обитания. Является ли комфортная среда обитания только компонентом комфортности дворов и домов? Должна ли эта среда быть разнообразной? Ведь разнообразие культурной жизни города, тех идей, которые этот город рождает, во многом зависит от разнообразия того, что мы видим на наших улицах. Однотипные коробки, которые мы видим, заставляют однотипно мыслить. Я был бы рад тому, если бы в центр Кургана пришла малоэтажная застройка с оригинальными архитектурными проектами, которая бы вписалась в то, что уже есть в городе. У нас же, стремление вместо этой застройки построить типовые 10- 18-этажные здания, которые архитектурными шедеврами не являются. Главное: засунуть на максимально маленькую точку максимально высокое здание, без понимания перспективы этого здания. Это ещё одна катастрофа. Мы мыслим узкими хронологическими периодами. Мы не осознаём, как это будет работать через 5, 7, 10 лет. Чтобы развивался город и государство, мы должны перейти к долгосрочному планированию.

alt

- Как думаете, действительно ли так дорого обходится содержать объекты культурного наследия, что некоторые приходится сносить, или здесь больше замешаны частные коммерческие интересы?

- Однозначно, содержать эти объекты — мероприятие дорогостоящее. Недаром, несколько лет назад была разработана программа аренды этих помещений на 49 лет за один рубль. Предполагается, что предприниматель, арендующий объект культурного наследия платит минимальные деньги за аренду помещения, но, при этом, высвобождает деньги для проведения экспертизы, реставрации, поддерживания этого здания. Эта программа правильная, но печально, что в Курганской области она не работает. Если мы снимем балласт этих зданий, с точки зрения аренды, продажи, и предложим их предпринимателям за 1 рубль, с соответствующими обязательствами, я уверен, что найдутся такие желающие. Просто сейчас, когда мы к этим обязательствам предлагаем дорогую аренду или покупку, все эти вещи «сломают хребет» любому предпринимателю. И, в своё время, к сожалению, не прошло предложение освободить этих предпринимателей от налогов. Тогда эта программа стала бы еще привлекательней.

- На улице Советской есть много старых двухэтажных зданий. Часть этих зданий занята барами, кофейнями. Как вы думаете, такая ситуация больше портит облик зданий или спасает их от гибели?

- Однозначно спасает от гибели. Я очень положительно отношусь к размещению в этих зданиях кафе, ресторанов, если бы там открылись гостиницы — было бы супер. Для большинства этих домов основной элемент развития — сфера питания, гостиниц, маленьких мастерских, сувенирных лавок, школ искусств. В основном, катастрофа в тех домах, где проживают арендаторы. Чем больше жителей в таком доме, тем больше возникает юридических нюансов по поводу того, кто должен соблюдать законодательство в сфере охраны этого дома. С жильцами и арендаторами договор может быть расторгнут — зачем им это. А муниципалитет, который владеет зданиями, говорит: «У нас же есть арендаторы». Если же у здания появляется один собственник, он понимает, что это здание ему нужно, и будет его развивать. Конечно, было бы здорово, что помимо внешнего антуража, сохранялся бы внутренний антураж, но, наверное, это нереально. К сожалению, мы должны понимать, что мы не Европа, где во многих домах сохраняются потолки, лестницы XIX века. У нас почти всё это в советские годы было утеряно. Поэтому если сейчас арендатор откроет кафе и чуть-чуть переделает дом внутри, ничего проблемного в этом нет.

- Видел, что вы недавно выступали на краеведческой встрече в библиотеке им. Югова. Заметил, что там, в основном, сидели люди предпенсионного и пенсионного возраста. Есть ли толк от этих встреч, если на них нет молодёжи?

- В нашем регионе, да и у соседей то же самое, большинство людей, которые занимаются краеведением — пенсионного или предпенсионного возраста. Молодёжи мы здесь почти не видим. Во-первых, потому что непрофессиональное краеведение всегда было уделом тех, у кого есть свободное время. У людей пенсионного возраста больше свободного времени. Во-вторых, к определённому возрасту, проживая в регионе, ты осознаёшь свою связь с этим регионом, у тебя поневоле проявляется интерес: откуда твоя семья здесь взялась, и как она вписана в какие-то региональные процессы. Зачастую этот генеалогический интерес приводит к интересу краеведческому. В-третьих, в 90-е годы были молодые краеведы, но сейчас они постарели. Также, колоссальная забюрократизированность образовательной системы приводит к тому, что многие школьные краеведы перестали заниматься краеведением, потому что у них нет на это времени. А если ты сам не занимаешься краеведческими исследованиями, то привлечь к этому школьников, студентов ты не сможешь. Самое страшное будет в том, что, судя по тому, что мы хороним известных краеведов практически каждый год, скоро мы получим большую пробоину в корабле краеведения. Среднее поколение будет представлено несколькими людьми, а младшего поколения не будет. А когда это младшее поколение, в конце концов, придёт сюда, то у них не будет учителей, и некоторыми вещами придётся заниматься «с нуля».

- Знаю, что студенты исторического факультета КГУ говорят, что плохо знают историю области. Почему так происходит?

- С переходом на бакалавриат один год был «выкинут» из образовательного процесса. При этом нам нужно дать выпускникам адекватные знания во всех сферах исторической науки. С учётом разнообразия исторической науки мы вынуждены были пожертвовать определёнными краеведческими дисциплинами. Отчасти, выходом из этой ситуации было введение магистратуры. Когда мы её открыли, там проходили именно региональный компонент. Сейчас мы пытаемся найти другой выход. У нас появилось направление «Педагогическое образование» (профиль «История и Обществознание»), где учатся пять лет. На пятом курсе у нас будет дисциплина «Историческое краеведение» и отдельная дисциплина по истории Западной Сибири. Тут есть ещё одна проблема. Мы сами дискутируем на тему того, что историческое образование нужно немного видоизменять. Надо синхронизировать процессы изучения разных периодов, где региональный компонент будет изучаться параллельно с более глобальными процессами, а не отдельно. Но, в таком случае, автор какой-то дисциплины, например «История Нового времени», должен сам выделить несколько часов на региональный компонент. Я пока смутно представляю, как это сделать.

- Каких условий не хватает на историческом факультете КГУ для того, чтобы вы могли с уверенностью сказать: «Сейчас мы даём качественное и полноценное образование»?

- Я и сейчас могу это сказать. Единственное, у нас есть трудности с краеведением, о которых я говорил раньше. Другое дело, что сейчас у нас в высшем образовании есть чёткое разделение на историков, которые занимаются академической работой, и историков-учителей. Когда я учился в университете, эти два направления были объединены, что, на мой взгляд, было лучше. Конечно, в 90-е годы на историческом факультете работало гораздо больше штатных преподавателей, и, когда возникал вопрос о написании обобщающих книг, не было проблемы найти специалиста от Палеолита до конца XX века. Сейчас каждый преподаватель занимается своей темой, при этом, между этими темами на факультете есть большие пробелы, которыми не занимается никто. Нынешним составом преподавателей это не закрыть. В определённых сферах звучат лозунги: «Какая разница, чем историку заниматься». На самом деле, большая разница. Историк работает с документами. Просто так перейти от изучения документов раннего советского времени к изучению документов Петровской эпохи нереально. Это разные навыки работы с документами, архивами, палеографией. Очень сложно переобучить историка XX века на историка XVIII века, также как и археолога переучить на историка.

- Есть ли вообще какая-то причина у выпускников становиться краеведами? Как понимаю, здесь много не заработаешь.

- Я не хочу повторять знаменитую фразу Дмитрия Медведева. Но факт, что, всё-таки, профессия учителя или ученого — больше призвание. Львиная доля учителей, преподавателей, учёных — энтузиасты. Им нравится процесс. Конечно, замечательно, если за этот процесс, они получают высокие зарплаты. Но вопрос не только в зарплате, вопрос в престиже профессии. Сейчас эти профессии перестали быть социально-престижными. Такими они были в советском обществе. Тогда государство говорило: «Вы интеллектуальная элита, без которой государство не сможет существовать». А теперь учёных и учителей низвели до каких-то маргиналов, которые самому государству непонятно зачем нужны. Если люди будут понимать этот социальный престиж, пусть и не при высоких заработных платах, вернутся люди, которых просто загнали в тупик. Также колоссальная забюрократизированность этих сфер приводит к тому, что люди, которые хотят учить детей, которые хотят заниматься наукой, вместо этого вынуждены заполнять сотни различных форм, которые к науке и образованию отношения не имеют. Даже если мы вернём социальный престиж, но не уменьшим бюрократизацию, всё равно ни к чему не придём. Если нас будут считать социальной элитой, то и будут доверять тому, чему мы учим.

- За что любить Курган?

- За то, что он такой как есть. Я люблю Курган и прожил здесь всю жизнь, хотя много раз выезжал за пределы региона и страны. Это хороший тихий провинциальный город, в лучшем смысле этого слова. Да, у него есть проблемы, но если мы будем бороться с этими проблемами коллективно, то эти проблемы решить можно. И вопрос не в деньгах, а в желании, которое должно появиться у большего числа людей.

alt

Текст: Владислав Грозный. Фотографии со страницы Дениса Маслюженко и с сайта Курганского государственного университета

Печать

Доктор философских наук Соломон Михайлович Шалютин - первопроходец в развитии многих направлений системы образования Зауралья

altПреподавание математической логики, введение в практику специализированных курсов по философским проблемам частных наук, создание кафедры философии в Курганском государственном университете… Соломон Михайлович Шалютин был первопроходцем в развитии многих направлений системы образования Зауралья. Он внёс значительный вклад в приближение курганской науки и образования к «передовым рубежам». Его блестящие проблемные лекции развивали мышление, служили и служат образцом педагогического мастерства нескольким поколениям зауральского учительства. 2 мая выдающемуся учёному исполнилось бы 97 лет.

Педагогике и науке Соломон Михайлович посвятил более 60 лет. За это время он подготовил сотни научных трудов, опубликованных в СССР и за рубежом. В том числе монографии: «Кибернетика и абстрактное мышление», «Искусственный интеллект», «Язык и мышление», «Машины. Люди. Ценности». Его труды упоминаются в обобщающих зарубежных исследованиях по истории российской науки XX века.

В течение многих лет Соломон Михайлович входил в состав Совета по кибернетике при Президиуме Академии наук СССР, был заместителем председателя областной организации общества «Знание», руководителем постоянно действующего семинара преподавателей кафедр общественных наук вузов области, неоднократно избирался членом горкома и обкома КПСС.

Шалютин награждён орденами «Отечественной войны» II степени, «Знак Почёта», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», юбилейными медалями, нагрудными знаками «За отличные успехи в работе», «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения». Ему присвоены звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» и «Почётный гражданин города Кургана».

Пресс-служба Департамента образования и науки по материалам сайта «Лица Зауралья»

Печать

ПРОФЕССОР КГУ, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК АНАТОЛИЙ МИХАЩЕНКО ВОШЕЛ В ЧИСЛО АКАДЕМИКОВ МАФО

alt

Диплом академика Международной академии фундаментального образования профессору, доктору педагогических наук Анатолию Лаврентьевичу Михащенко сегодня вручил вице-президент МАФО Владимир Павлович Клочков.

Анатолий Лаврентьевич - заслуженный работник высшей школы РФ, он занимается педагогикой более шестидесяти лет и является автором 300 научных трудов, среди которых 20 книг.

Вручение проходило на встрече со студентами педагогического факультета. Вице-президент академии, доктор наук Владимир Павлович Клочков поговорил с ребятами о современном образовании и поделился своим опытом.

Сферой исследований Владимира Павловича в основном являются проблемы, находящиеся на стыке наук. Среди них лингвистика, логика, математика, медицина, программирование, семиотика, философия, экономика и другие. Кроме того, он много лет занимается психологией бессознательного, о чем и рассказал сегодня студентам:

- Как вы знаете, существование бессознательного признается в психологии, еще Фрейд изучал эту теорию. Я считаю, что взаимосвязь осознанного и неосознанного также прослеживается и в педагогике.

Ученый рассказал о нескольких случаях из своей практики, когда неосознанное срабатывало быстрее, чем сознательное.

В завершение встречи доктор наук предложил студентам простой тест для проверки работоспособности нервной системы: за десять секунд нужно как можно больше раз стукнуть пишущей ручкой по бумаге, а потом сосчитать точки. Хороший результат - больше пятидесяти - показали все ребята.

Печать

Николай Николаевич Куминов – «отличник» по жизни

Николай Николаевич Куминов – «отличник» по жизниИсключительным авторитетом и уважением у коллег, друзей, студентов и знакомых пользовался Почетный работник общего образования Российской Федерации, известный и уважаемый педагог и руководитель Николай Николаевич Куминов. Более 30 лет своей жизни он посвятил педагогике, внес огромный вклад в изучение и развитие археологии, истории как науки, системы образования в целом. Завтра, 7 апреля, ему бы исполнилось 70 лет.

Николая Николаевича всегда отличали высокая работоспособность, принципиальность, компетентность, интеллигентность. Это подчеркивают все, кто его знал, работал с ним, общался. Многие равнялись на него. В воспоминаниях однокурсников, коллег и выпускников он навсегда остался глубоко мыслящим, талантливым, увлеченным своим делом человеком, отличником по жизни. Много лет он отдал работе в Курганском государственном педагогическом институте: сначала был ассистентом кафедры всеобщей истории, потом старшим преподавателем, а затем и деканом исторического факультета этого института. Помимо научной деятельности, много сил Куминов вложил в воспитание подрастающего поколения, своих студентов. Будучи взрослыми уже людьми, они до сих пор вспоминают «борьбу» Николая Николаевича с нарушением дисциплины в вузе, однако отмечают: он был строг, но справедлив.

Последние годы жизни Николай Николаевич Куминов трудился в Главном управлении образования Курганской области и оставил после себя большое наследие, которое и сегодня помогает в работе сотрудникам Департамента образования и науки региона.

Пресс-служба Департамента образования и науки Курганской области